поселок Депутатский


Главная
История Депутатского
Великие личности
Депутатский ГУЛАГ
Депутатский сегодня
Справочная информация
Геральдика
Фото
Лирика
Л.Н. Новоселов
Странички авторов
Наше творчество
Наши друзья
Поселки района
Ляпы "Зари Яны"
Последние обновления сайта
12-06-2013

Визит вертолетной экспедиции «Россия 360».


Архив новостей
Подробнее о погоде

За основу материала взята статья Владимира Панкова,
"В далеких пятидесятых",
Газета "Заря Яны" № 127 от 26 октября 1991 г.

В далеких пятидесятых…

Летом 1946 года в "Долину шамана" пробилась группа геологов под руково-дством Давида Ильича Каца. Группа обнаружила в притоках Иргичана оловянные россыпи. А в декабре 1948-го была снаряжена геологоразведочная партия из семи человек. Каюром взяли опытного охотника Николая Григорьевича Полушкна. После изнурительного многодневного перехода геологи добрались до долины, где впоследствии и вырос наш поселок.

...Стройматериал был под рукой, лес подвозили на оленьих упряжках. Первый "объект" - баня, потом начали строить жилые бараки.

В 1950 году сюда с большим трудом пробился первый мехотряд: 8 бульдозеров, 12 саней, 5 автомобилей ЗИС-151. В рейсе принимали участие бывшие работники Депутатской автобазы. Вспомним их: Петр Ануфриевич Швайковский, Лев Наумович Отман, Василий Григорьевич Сотов. Начала действовать первая трасса - через Омчикандю.

В 1951 году в Депутатском открылся прииск. Одним из подразделений была автобаза.

В 1952-53 годах делалось все возможное для скорейшего открытия чрезвычайно важной для всей горнодобывающей промышленности Устьянья магистрали - трассы "Усть-Куйга - Депутатский". Пробивая дорогу, настоящий подвиг совершила автотракторная колонна, возглавляемая М. Нировым и В. Рыбалко. Тогда трассу называли "дорогой жизни", ведь самолеты сюда не летали, и все необходимое завозилось на машинах.

Так начиналась история Депутатской автобазы. Рос и развивался поселок, рос прииск. Автобаза построила свой первый гараж (на месте нынешнего легкового га-ража БТП). К 1955 году на прииске насчитывалось в общей сложности 50 автомобилей марок ЗИЛ-157 и ЗИС-151. Понятное дело, о мастерских тогда и не мечтали, машины ремонтировали под открытым небом, в лучшем случаев - в палатке.

В этом же году всем поселком встречали первый самолет. А потом в Депутатский прилетел молодой, полный сил и энергии Алексей Токарь. Забегая вперед, можно оказать, что Алексей Иванович проработал на автобазе тридцать один год, и если собрать все километры дорог, которые он проехал за эти годы, то получится 30 кругосветных путешествий... У Алексея Ивановича четверо сыновей, все они продолжили дело отца - работают водителями на автобазе.

Из воспоминаний А. И. Токаря:
"Работал я на зимнике. Разные грузы приходилось возить на своем ЗИС-151. Помню, как в 1959 году нас послали последним рейсом за соляркой. Колонна была сформирована из 15 автомобилей. Весна, все тает. Домой спешим. Шли почти без отдыха, до Куйги добрались благополучно. Получили новое задание: на обратном пути срочно завезти солярку в Силяннях. А было это 19-20 мая, лед на Иргичане уже тронулся. Поднялась большая вода, и назад в поселок мы проехать не смогли. Рации у нас не было, вертолеты в то время не летали... Продукты кончились, папиросы тоже на исходе. Сидели мы так больше недели, пока нам не сбросили продукты с самолета. Потом, когда вода в Иргичане спала, мы на плотах добрались до жилья. А машины на все лето остались в тундре. Да и вообще тогда половина автомобилей летом простаивала, а водители работали на промприборах. Довелось и мне".

1967 год стал годом рождения Усть-Янского района. Вышел первый номер "Зари Яны". К этому времени автобаза окрепла, сложился дружный коллектив, который узнавали по "почерку" - всегда и везде быть первыми. Депутатская автобаза вышла из состава прииска и стала самостоятельным предприятием.

Материальная база тогда выглядела так: 135 автомобилей (ЗИЛ-157 и ЗИС-151, несколько КрАЗов-255), авторемонтные мастерские, стояночный гараж на 20 мест.

На смену первооткрывателям северных трасс со всех концов страны ехали молодые парни. Бездорожье, морозы, большие расстояния, тяжелые условия жизни стали для них настоящим испытанием. Они это испытание выдержали, стали первоклассными водителями, трудятся в коллективе и по сей день: Иван Алексеевич Иванов, Владимир Иванович Подгорный, Петр Васильевич Кохан, Семен Федосеевич Пляскин, Виктор Иванович Киселев, Владимир Сергеевич Перфильев, Василий Александрович Редькин, Михаил Антонович Худяков, Иван Гаврилович Боев, Иван Иосифович Кузютин, Александр Викторович Старостин, Виктор Львович Сызранцев, Николай Григорьевич Желенков.

За 40 лет существования автобазы в коллективе родилось 27 трудовых династий. Пожалуй, самая заметная и многочисленная - это династия Чезгановых. Общий стаж - 76 лет. Династию возглавляет старший брат - Геннадий Алексеевич.

Вспоминает Г.А. Чезганов:
"Мне тоже пришлось участвовать в экспедиции по прокладке летней трассы "Усть-Куйга - Депутатский". В конце 70-х быстрыми темпами стал развиваться Депу-татский ГОК. В связи с реорганизацией и укрупнением транспортных предприятий Усть-Янского района еще в июне 1970 года Депутатская автобаза вошла в состав Усть-Куйгинского ДТП. Автотранспортники района за период автозимника не успевали полностью обеспечить строителей ГОКа дизельным топливом, лесом, металлоконструкциями, продовольствием. Так встал вопрос о строительстве круглогодичной дороги "Усть-Куйга - Депутатский".

Наша колонна состояла из восьми высокопроходимых "Уралов". Возглавлял экспедицию Яков Руднев. Первыми шли машины пионеров северных трасс - Алексея Ивановича Токаря и Александра Викторовича Старостина. Теперь, когда дорога давно действует, и транзитные машины работают круглый год, даже как-то не верится, с какими трудностями нам тогда пришлось столкнуться".

...Вырос за 40 лет поселок, изменилась автобаза. Если сравнить основные технико-экономические показатели работы автотранспорта в 1965 и 1991 годах, то цифры многое скажут. Объем грузоперевозок, например, увеличился в 30 раз - в 1965 году было перевезено 312 тысяч тонн грузов, в 1991 - 9371 тысяча тонн. На смену малотоннажным машинам пришли большегрузные "Уралы", "КрАЗы", "БелАЗы". Изменилась производственная база: общая площадь производственных помещений составляет сегодня 14156 кв. метров, стояночные гаражи - на 80 мест.

Завершено строительство первой очереди Депутатского оловорудного комбината. Вместе со строителями, горняками хорошо потрудились и водители автобазы. Их заслуги были оценены по достоинству. Николай Григорьевич Желенков награжден орденом "Дружбы народов", Виктор Иванович Киселев - орденом "Трудового Красного Знамени", Геннадий Алексеевич Чезганов - орденом "Знак почета", Василий Семенович Трегубов - медалью "За трудовое отличие", Николай Николаевич Богатырев - медалью "За трудовую доблесть", Николай Семенович Рудев - Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, Леонид Алексеевич Чезганов - Почетной грамотой Верховного Совета Якутокой-Саха ССР.

Сегодня на автобазе работают люди 23 национальностей. Коллектив сплоченный, в нем нет места каким бы то ни было межнациональным трениям - объединяет людей непростое общее дело, нелегкая северная судьба. Дружеские связи поддерживают автомобилисты с подшефным совхозом "Силянняхский".

Для того, чтобы рассказать о сегодняшнем дне Депутатской автобазы, нужен отдельный разговор: слишком много радикальных изменений произошло буквально в последнее время. Коллектив старается идти в ногу со временем, ни в коем случае не отставать от событий, происходящих в стране.


Послесловие авторов: Мы неоднократно говорили и не устанем повторять, что история развития поселка Депутатский уникальна и многогранна. Она объединила в себе тысячи людских судеб, но, к сожалению, времена многое "скрывают" от нас. Многие люди покинули Север, а многих нет рядом с нами, поэтому подтвердить подлинность и достоверность того или иного факта очень и очень трудно. Единицы остались жить в поселке с тех "далеких пятидесятых". Одна из них Ирина Нирова. Она нам и рассказала о своем отце, Михаиле Нирове, который и привел в 1951 году в Долину Шамана первый автотракторный поезд. К сожалению, но рассказ Ирины Михайловны расходится в фактах и датах со статьей В. Панкова "В далеких пятидесятых". Но мы ни в коем случае не пытаемся обвинить уважаемого автора в некомпетентности, а просто хотим попросить наших читателей, относится к публикациям о тех непростых годах лояльно и с пониманием. Лет-то прошло немало...



Ранее вышедший материал:

Возродим историю.
"Вехи истории". (статья об истории поселка Депутатский)

Авторы сайта:
Д. Генрих
Я. Цуканов