поселок Депутатский


Главная
История Депутатского
Великие личности
Депутатский ГУЛАГ
Депутатский сегодня
Справочная информация
Геральдика
Фото
Лирика
Л.Н. Новоселов
Странички авторов
Наше творчество
Наши друзья
Поселки района
Ляпы "Зари Яны"
Последние обновления сайта
12-06-2013

Визит вертолетной экспедиции «Россия 360».


Архив новостей
Подробнее о погоде

КРЫЛЬЯ НАД ТАЙГОЙ.

Летчик над тайгою точный курс найдет,
прямо на поляну посадит самолет…

Аэропорт "Депутатский", как и любой аэропорт в большинстве населенных пунктов "единица" чисто автономная и самостоятельная. Это такой же поселок, как и любой другой, с той разницей, что население в нем поменьше. В аэропорту своя электростанция, своя котельная, свой магазин. В былые времена в аэропорту даже была другая программа телевидения. Передачи по ней транслировались на два часа позже, чем в Депутатском. Поэтому если фильм понравился, то его можно было посмотреть еще раз…приехав к друзьям в аэропорт. Благо расстояние между двумя населенными пунктами не превышает семи километров.

Аэропорт расположен на берегу живописной реки Иргичан. Что так же создает свою прелесть; летом можно загорать и купаться. Благо заводей пригодных для этого множество, а комаров на обдуваемой территории минимум.

История заполярной авиации и в частности Депутатской неразрывно связана с историей развития Депутатского месторождения. Эта история не менее интересна, чем история освоения самого месторождения.

Пятидесятые годы становятся решающими в жизни страны и Якутии. Это годы освоения месторождения Депутатское, а без самолетов построить город за Полярным кругом было бы невозможно. Самолетами доставляли сюда бочки с ГСМ, запчасти для техники и промприборов, продовольствие - все, что было так необходимо первопроходцам: геологам, строителям. В Депутатский самолеты летали из п. Ожогино, что на Индигирке, (400-450 км от Депутатского). Как правило, это были одномоторные "Як-12", рассчитанные на три пассажира или грузовые "Ли-2".

К сожалению, но в середине пятидесятых своей полосы у Депутатского еще не было, поэтому бочки сбрасывали на парашютах или без них, что было не очень удобно и создавало массу проблем. Тогда и заговорили о необходимости и строительства своего аэродрома. Место выбрали удачно, у реки Иргичан...но не там, где она находится в настоящее время. Полоса была слегка "передвинута", слишком много неприятностей доставлял разливающийся Иргичан. Так вскоре Депутатском уже была небольшая полоса, и начинаются регулярные перелеты по маршрутам "Депутатский - Якутск". Старожилы поселка рассказывали, как на самолетах в самом раннем детстве они летали с родителями в отпуск "на материк".

- Летали на Ли-2 или "Дугласе", - рассказывает Ирина Михайловна Нирова. - Сидений, какие мы привыкли видеть в современных самолетах, тогда не было, огромная лавка вдоль стены салона, на ней и располагаются пассажиры. Летели долго, два часа до Батагая и еще столько же до Якутска. В те времена люди жили в поселке Чайка, что за рудником "Западный" (хотя в те времена и названия такого не было), а до порта людей всегда возила машина...

9 октября 1966 года на базе объединенного авиаотряда был создан Батагайский авиаотряд: в него вошли аэропорты Батагай, Депутатский, Нижнеянск, Верхоянск, Казачье, Усть-Куйга и Саккырыр. Начинаются регулярные полеты между г. Якутск и п. Депутатский на самолете Ан-24.

А в 1967 году в поселке уже возводится аэропорт и строится взлетно-посадочная полоса, способная принимать тяжелые транспортные самолеты. А вскоре с грузом для горняков, в поселке приземляется первый самолет "Антонов -12".

В 1975 году аэропорт преобразуется в Депутатский филиал ГУП АК "Полярные авиалинии". "Депутатский филиал..." обслуживает восемь аэропортов разбросанных от Верхоянского улуса до моря Лаптевых и выполняет более 60 % от общего количества перевозок кампании.

Восьмидесятые годы - золотые годы для Депутатского. Билет от Луганска до Депутатского стоил 182 рубля. От Якутска до Депутатского -38 рублей, и горняки на выходные ездят в столицу "выпить пивка" - была у нас в те времена такая фишка... В те годы Депутатский парк авиатехники насчитывал два самолета Ан-2 и восемь вертолетов Ми-8. На линиях "работает" и чехословатский L-410. Аэропорт работал с семи утра до одиннадцати вечера. Рейсы выполняются не только между поселками района, но и соседними районами. В летний период вертолеты летали даже по ночам. Сам поселок своей славой прогремел на весь Советский Союз.

Девяностые - годы перестройки затронули и заполярную авиацию, количество полетов по району снижается, а цены на билеты взлетают. Парк авиатехники уменьшается, но порт продолжат работать. Это достигается благодаря умелому управлению директора аэропорта Г.И. Голубочка который проработал в аэропорту не один десяток лет. После смерти Геннадия Ивановича, директором аэропорта "Депутатский" становится В.К.Дьяков, более 30 лет отдавший работе в авиации. Во время аварии на Депутатской электростанции 1993-94 года пришлось вспомнить золотые 50-е. Самолетами в поселок завозят ремонтное оборудование, запчасти, радиаторы и т.п. В поселке Тенкели (около 200 км от Депутатского) приземляется Ил-76, полоса Депутатского не позволяет принять такой тип самолета. (Вернее длина и качество полосы позволят принять такой тип самолета, но вот для разбега "Илюшину-76" длины полосы не хватит).

Конец девяностых - годы реорганизаций и новых испытаний для аэропорта Депутатского и самого поселка. В Тенкелях приземляется Ан-124 "Руслан", он привез груз для горняков, с собой увез 80 тонн оловянного концентрата - продукт Депутатского ГОКа.

В 2000 году образуется ГУП "Аэропорт Депутатский". На маршруте Якутск -Депутатский - Якутск начинает "работать" Як-40. Маленький и проворный он уменьшает время перелета с двух с половиной часов, которое затрачиваются на перелет на Ан-24 до полутора часов.

Весной 2004 года в аэропорту произошел пожар, сгорело здание конторы, диспетчерская башня. Но коллектив, проявив все свое мужество, спас все, что могло быть спасено, сохранил все, что было наработано за многие годы, и самолеты продолжали приземляться. Ведь каждый из сотрудников как неписанную истину знает: к нам "только самолетом можно долететь". В 2005 году аэропорт получает новую вывеску -"Филиал аэропорт "Депутатский" ГУП "Дирекции аэропортов". Эта вывеска сохраняется и в настоящее время. А в порту возводится новое здание.

В настоящее время на территории нашего района работают авиационные компании "Якутия", "Полярные авиалинии", "Даурия" и "КаТЭК авиа", "ИрАэро". Выполняют кампании рейсы, как на внешних, так и на внутренних линиях. В аэропорту трудятся около шестидесяти человек летного и инженерно-технического состава.

К сожалению, золотые восьмидесятые прошли и в настоящее время у аэропорта только один самолет, а сам аэропорт работает с девяти утра до семи вечера. Да и цена на билеты такие, что в Якутск за пивом уже не слетаешь - накладно. Но, несмотря на все трудности, аэропорт Депутатский продолжает трудиться и выполнять свою функцию - перевозка людей и грузов. Так что милости просим к нам в гости, ведь лету-то к нам всего несколько часов. От Москвы до Якутска каких-то семь часов, и от Якутска до Депутатского два с половиной часа.


Авторы сайта:
Д. Генрих
Я. Цуканов